Собственная славянская азбука появилась лишь в конце IX века. Ее создателями являются братья Константин и Мефодий. История сохранила сведения о жизни и деятельности первых славянских просветителей. Известно, что родились они в городе Солуни (ныне Салоники), знаменитом торговом городе Византийской империи, в котором жили греки и славяне. Их отец, Лев, служил в византийском войске, был помощником солунского стратига (генерал-губернатор). О матери братьев ничего не известно, кроме имени. Звали ее Мария.

Первоначально жизненные пути братьев разошлись. Старший Мефодий (820-885 гг.) поступил на военную службу, продолжая семейную традицию, и скоро он занял весьма высокое положение в войсках империи. Однако после ухода в отставку Мефодий принял монашеский постриг и стал настоятелем православного греческого монастыря Полихрон.

Константин (827-869 гг.), самый младший в семье, получил хорошее образование и решил посвятить свою жизнь науке. Многие факты биографии Константина известны из его «Жития» - биографии, написанной в жанре литературного произведения, составленного в IX веке. В нем написано, что, поступив в «учение книжное», он (Константин) «успевал в науках больше всех учеников благодаря памяти и высокому умению, так что все дивились». Образование способный юноша продолжил в столице империи Константинополе. Одним из его учителей был Фотий, будущий патриарх. Став секретарем Фотия, Константин получил доступ в богатую Патриаршую библиотеку. Он много читал, прекрасно разбирался в философии, теологии и других науках. В течение десяти лет Константин освоил славянский, греческий и арабский языки, познакомился с юридическими и медицинскими трактатами. За свою образованность он получил прозвание, и в исторической традиции именуется Константином Философом.

Молодой ученый много путешествовал. Поездки в Болгарию, Сирию и Хазарский каганат очень много дали Константину в плане изучения языков и культур этих народов. По пути в Хазарский каганат, владения которого простирались от Крыма до Нижней Волги, он остановился в городе Херсонесе. «Житие» рассказывает: «Нашел же здесь (т.е. в Херсонесе) Евангелие и Псалтырь, написанные русскими письменами, и человека нашел, говорящего на том языке, и беседовал с ним, и понял смысл той речи, и, сравнив ее со своим языком, различил буквы гласные и согласные». (Многие исследователи считают, что эти «русские письмена» и легли в основу азбуки, впоследствии изобретенной Константином).

В 862 году в Византию к императору Михаилу и константинопольскому патриарху Фотию прибыли послы моравского князя Ростислава с просьбой прислать в Моравию (территория современной Чехии) миссионеров, которые могли бы вести проповедь и церковную службу на понятном для славян языке. Они говорили: «Наш народ уже принял христианскую веру от западных латинских священников. И пришли к нам учителя многие и от итальянцев, и от немцев, и учат нас по-разному. А мы, славяне, люди простые, не понимает народ языка их. И нет у нас никого, кто бы нас наставил истине и дал нам знание. А потому просим прислать нам такого мужа, который наставил бы нас всякой правде».

Константин имел большой опыт миссионерской работы, и нет ничего удивительного в том, что именно он и был направлен патриархом Фотием в Моравию. Вместе с Константином туда поехал и Мефодий. В 863 году братья прибыли в столицу Моравского государства - город Велеград. В Моравии, утверждает «Житие», Константин и «сложил» славянское письмо. Затем братья приступили к переводу важнейших богослужебных книг на славянский язык. Так возникла славянская письменность.

Трудно было братьям в Моравии, не желало латинское духовенство признавать славянское письмо, не разрешало вести церковные службы на славянском языке. Деятельность Константина и Мефодия оказалась под угрозой, а только-только появившаяся славянская письменность могла исчезнуть под напором немецкого духовенства. Братья решили обратиться к высшему церковному судье, которым в то время являлся папа римский. В 866 году они совершили поездку в Рим. Святейший престол в те годы занимал Адриан II. Он очень милостиво встретил братьев. Такой почет объясняется тем, что Константин повез в Рим мощи святого Климента, найденные им в Херсонесе. Обретение такой важной святыни, конечно, не могло не расположить папу к деятельности славянских просветителей. Адриан II признал полную законность их миссии и возможность использовать славянскую письменность и славянский язык в церковном богослужении. Братья пробыли в Риме несколько лет. Там же Константин и скончался в феврале 869 года, приняв перед смертью монашеский постриг с именем Кирилл. Под этим именем он и вошел в историю. Кирилл был похоронен в Риме в церкви того самого св. Климента, чьи мощи он привез в Рим. Его могила сохранилась и по сей день.

После смерти брата Мефодий вернулся в Моравию, а папа Адриан II поставил его архиепископом Великоморавского княжества.

Не долго продолжалась безмятежная жизнь нового архиепископа. Через год князь Ростислав был свергнут своим племянником Святополком, который стал правителем Моравии. Святополк приказал арестовать Мефодия и заключить в тюрьму в одном из швабских монастырей, где тот провел в заточении более двух лет.

До Рима через некоторое время дошли слухи о происшедших в Моравии переменах. Святейший престол занимал уже другой папа - Иоанн VIII. Он был крайне возмущен действиями Святополка. Ведь Мефодий был назначен Римом, и светский правитель не имел права лишать его сана архиепископа и арестовывать. Иоанн VIII передает Святополку послание с требованием освободить Мефодия из темницы. Впрочем, папа запретил славянское богослужение, разрешив только вести проповеди на славянском языке. Под давлением Рима Святополк был вынужден выпустить Мефодия на свободу, но сам пишет донос в Рим, обвиняя архиепископа в ереси.

По требованию папы Мефодий вновь отправляется в столицу католического мира. Там ему удалось склонить Иоанна VIII на свою сторону, и папа вновь разрешил христианское богослужение на славянском языке, подтвердив решение Адриана II. Некоторое время Мефодий пробыл в Византии, а в 884 году вернулся в Моравию. Там, в Велеграде, он и скончался в апреле 885 года и был похоронен на соборной площади.

Солунские братья-просветители имели много учеников и последователей (самые известные - Горазд, Климент, Лаврентий, Ангеларий, Славомир). Они были изгнаны из Моравии после смерти Мефодия. В 886 году под давлением латинского духовенства новый римский папа Стефан V запретил славянские церковные книги, а еще через несколько лет и само Моравское княжество перестало существовать.

Последователи Кирилла и Мефодия нашли себе приют в соседней Болгарии, которая приняла христианство. При дворе царя Бориса были созданы благоприятные условия для развития славянского письма и культуры. Из Болгарии славянская письменность пришла и в древнерусское государство.

Славянским письмом ныне пользуются народы, говорящие более чем на 60 языках. В 1963 году во всем мире была торжественно отмечена 1100 годовщина славянской письменности. Ежегодно 24 мая в нашей стране отмечается праздник, посвященный памяти великих славянских просветителей.

Несмотря на сохранившиеся сведения о создателях первой славянской азбуки, ученые до настоящего времени ведут споры о том, какую именно азбуку создал Кирилл. Дело в том, что одновременно существовало две азбуки – кириллица (название получила от имени Кирилл) и глаголица (от слова «глагол», т.е. «говорить»).

Задание

Если вы правильно ответите на вопросы, запишите свои ответы в столбик, то начальные буквы ответов составят слово, имеющее непосредственное отношение к заключительному этапу развития письменности. Запишите ответы и угадайте слово.

  1. Имя римского папы, первым разрешившим использовать славянскую письменность и славянский язык в церковном богослужении

  2. Имя помощника военного стратига, отца Кирилла и Мефодия

  3. Какое прозвание получил Константин за свою образованность

  4. После смерти брата Мефодий вернулся в Моравию. Какую должность он получил от римского папы в Великоморавском княжестве

  5. Столица Моравии, город, куда Кирилл и Мефодий прибыли в 863 году

  6. Имя римского папы, потребовавшего от Святополка освободить Мефодия из темницы

  7. Сколько лет изобретению славянской письменности исполнилось в 1863 году

Ответы

А

Адриан II

Л

Лев

Ф

Философ

А

Архиепископ

В

Велеград

И

Иоанн VIII

Т

Тысяча